Развитие ребёнка на втором году жизни

Развитие ребёнка на втором году жизни

Ноябрь 26, 2018 0 Автор admin

Ребенок развитие
Развитие ребенка в возрасте 1–2 лет

Данный возраст является очень важным в развитии малыша, так как в этот период идет закладка основных навыков общения, умственных умений и возможностей. Происходит учение самостоятельно кушать, ходить на горшок, учение определенным двигательным навыкам и усовершенствование как прежде приобретенным, так и новым умениям.

ИТОГИ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ РЕБЕНКА

Рождение малыша невероятно счастливое событие в семье. Появляются новые заботы, жизнь меняется каждого члена семьи, появляются новые ценности. Как для родителей, так и для малыша первый год нельзя назвать самым простым. Но зато за этот небольшой промежуток времени ребенок кардинально меняется.

От маленького комочка, который опирается только на заложенные при рождении инстинкты, до полноценного хоть и маленького человечка со своими предпочтениями, индивидуальными желаниями. Вот список навыков, который приобретает ребенок за 1 год:
различает знакомых людей от посторонних;

четко выражает эмоции;
понимает речь взрослых;
говорит от 10 до 12 самых простых слов;
самостоятельно ходит;
имеет собственные интересы, занятия;
может пользоваться кухонными предметами как ложка или чашка, крепко и уверенно держа их в руках;
может откусить твердую пищу;
активно подражает родителям и стремится проявить самостоятельность.

ЧЕМУ УЧИТСЯ РЕБЕНОК НА 2-М ГОДУ ЖИЗНИ?

little boy playing

Период от одного года до 2 лет признан одним из интереснейших, нежных этапов в развитии ребенка, который ознаменован различными свершениями и достижениями. Условно в этом периоде выделяется две стадии:

1. Временной промежуток от года до 1,5 лет. Кроха осваивает навык ходьбы, что позволяет ей значительно расширить пространство своей деятельности. Не мешайте юному первооткрывателю знакомиться с предметным миром, но и о мерах безопасности забывать не стоит. Малыш еще не умеет уверенно стоять на ножках и держать равновесие, поэтому часто падает. Здесь нет ничего страшного, его кости очень хрупкие, эластичные, что позволяет избежать нежелательных травм и переломов. Он должен научиться самостоятельно вставать, поэтому не нужно стремиться ему помочь каждый раз. Кроме того, реагируйте спокойно, в противном случае рискуете напугать малыша и заложить в нем страх перед падением.

2. Вторая стадия длится от полутора лет до 2. Малыш продолжает энергично исследовать окружающее пространство. В таком возрасте начинается закладка главных черт характера.

ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ МАЛЮТКИ 1–2 ЛЕТ

1. Одной из первостепенных, если не главных задач развития крохи 1–2 лет является совершенствование речевого аппарата и накопление словарного запаса.

В возрасте года детки начинают активно разговаривать, пусть даже на непонятном для большинства взрослых языке. Их речь наполнена множеством не связанных друг с другом звуков и слов.

Ребенок может почти постоянно молчать. Это не означает, что процесс становления речи остановился. Идет активное накопление пассивного словаря, поэтому нередко малыши начинают произносить уже сразу простые предложения.

Не огорчайтесь, если ребенок еще не умеет правильно выговаривать слова, ведь он пока совсем маленький, всему свое время. Самое главное, он осознает смысл речи обращенной к нему, поскольку может выполнить ваши просьбы.

Нужно заниматься с малышом, разговаривать с ним, проговаривать вслух собственные действия, читать с выражением различные стишки и сказки, показывать картинки, называя каждую и просить повторить. Полезно, в том числе, и для воображения слушать аудиозаписи сказок. Не коверкайте преднамеренно слова и не передразнивайте ребенка.

Если у вас возникают опасения или сомнения по поводу успешности речевого развития вашей крохи, вы можете обратиться к логопеду.
2. Развитие моторики, сенсорики, а также совершенствование координации движений. Известно, что развитие моторики (крупной и мелкой) позитивно сказывается на речевом развитии ребенка. Следовательно, пальчиковые игры, требующие точных движений и манипуляций с различными предметами, продолжают оставаться актуальными.

Моделирование и конструирование. Эта деятельность необходима для умственного и творческого становления крохи. Она помогает развивать ее воображение, ведь ей приходится хотя бы в общих чертах продумывать образ желаемого, а затем стараться его воссоздать. Оперируя различными деталями, ребенок оттачивает ловкость движений и совершенствует координацию своих движений.

Ребенок 2 лет способен собирать пирамидку, состоящую из 4–5 колец, соотносить фигуры с их изображением на картинках или с соответствующими прорезями в игрушках-сортерах. В качестве других игрушек можно взять мягкие резиновые фигурки животных; игрушки, наполненные крупами; детскую посуду; игрушки-каталки; кубики; мячики; пирамидки; игрушки-вкладыши и др.

3. Развитие логики, мышления и умственных способностей крохи в 1–2 года. В два года ребенок умеет сортировать различные предметы, вещи по форме и цвету.

4. Эстетическое воспитание малыша, желательно приобщать его к творческим занятиям. Они не только способствуют его эстетическому воспитанию, но и содействуют его умственному, речевому, сенсорному развитию, расширению кругозора. При систематических занятиях малыш 2 лет умеет осмысленно использовать: пальчиковые краски, карандаши, кисточки, пластилин. Хотя можно отложить использование красок и карандашей, пока ребенок не повзрослеет, иначе холстом для самовыражения может стать мебель, обои и он сам.

УЧИМСЯ ЕСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО

Обычно детки годовалого возраста пусть и не совсем успешно, но уже умеют пользоваться столовыми приборами по назначению и пить из стакана.

Поощряйте желание ребенка, есть самостоятельно, даже если после каждого раза вам придется убираться за ним на кухне. Постепенно он научится, аккуратно есть.

Пресекайте игры ребенка за столом. Для того чтобы он понял, что так делать нельзя можно попробовать несколько раз убрать от него пищу. Это даст ему понять, что за баловством последует наказание.

Я САМ УМЕЮ!

Детки в полтора – два года способны сами раздеваться, правда, этот процесс нередко значительно растягивается во времени. Одеваются они обычно еще дольше. Наберитесь терпения, не ругайте кроху, ведь мелкие и точные движения ей еще с трудом даются. Кроме того, манипуляции со шнурками и пуговицами на этом этапе становятся серьезным испытанием для нее.

В некоторых случаях ребенок может отказываться надевать какие-то вещи, например, колготки или шапочку. Отвлеките его чем-нибудь (стишком или рассказом о предстоящей прогулке) и сами оденьте на него нелюбимый элемент одежды.

МАМА, ДАВАЙ ИГРАТЬ!

Детки в этом возрасте очень любят возиться с игрушками, причем это занятие растягивается у них на целые дни. Направляйте игру своей крохи. Обычно у малышей в таком возрасте она состоит из примитивных действий, направленных на исследование свойств и особенностей, различных вещей, например, они могут подолгу производить различные манипуляции с кубиками: ставить друг на друга, убирать в коробочку, стучать ими. Подсказывайте, как еще можно играть с ними.

Постепенно привычные игрушки надоедают, и появляется интерес к обычным предметам. Теперь становится интересным назначение и особенности маминой косметики, вещей, уложенных в шкафу, кухонной посуды. Следует заранее спрятать все ценные и потенциально опасные предметы.

Желательно, чтобы ребенок находился в поле вашего зрения, вы можете придумывать ему различные занятия и контролировать его.

ЭТИ БЕСКОНЕЧНЫЕ «ПОЧЕМУ?»

Не отмахивайтесь и не уклоняйтесь от вопросов ребенка, которые он способен генерировать сотнями. Иначе приучите его молчать или же находить ответы у других людей. Необходимо удовлетворять любопытство крохи, ведь она лишь начинает познавать этот большой и сложный мир. У нее неизбежно возникают вопросы, которые она не в силах самостоятельно разрешить, поэтому она обращается за помощью к умудренным опытом родителям. Очень скоро ребенок повзрослеет и будет с теплотой вспоминать свои интересные разговоры с мамой, папой и беспечное детство в целом.

К КОНЦУ ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ РЕБЕНОК УМЕЕТ:

Употреблять в речи больше слов, соединяя их в словосочетания и короткие предложения;
называть указанные предметы или картинки;
выражать недовольство или радость, упрямство или покорность, обиду и другие эмоции;
повторять действия и поведение взрослых, копируя их;
увлеченно и заинтересовано играть игрушками и играть со сверстниками;
подпрыгивать, изменять скорость движения от бега до ходьбы и наоборот, преодолевать препятствия, танцевать;
самостоятельно кушать ложкой, пить с чашки;
при помощи родителей вытирать лицо и руки;
самостоятельно или с небольшой помощью взрослого надевать одежду (шапку, носки, трусики, штаны) и обувь.

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

1. Самый лучший способ научить чему-то ребенка — это проводить занятия в виде игры. Так малышу интересней все воспринимать и легче усваивать. Касается это абсолютно всего. Развитие речи — игры с картинками, с телефоном; развитие двигательных навыков — игры с музыкой и танцами.

2. Не притуплять познавательную активность малыша. Всем детям интересен окружающий мир, все неизвестные предметы они должны пощупать, попробовать на вкус. Не стоит каждый раз громко кричать на него, если он вытянул вещи и нарушил порядок. Но и не стоит безразлично ко всему относится, что ребенок делает, ведь без контроля он может себе чем-нибудь навредить.

3. В семейной жизни редко кто не встречается с проблемами и разногласиями. Но ваши ссоры и споры ребенок не должен наблюдать. Его психика довольно хрупкая и легко может травмироваться. Психологическая атмосфера дома имеет очень большое значение. Основа многих проблем во взрослой жизни лежит именно в детском возрасте.